Аудиозаписи на портале разделены по категориям. Выберите интересующую вас категорию аудио в списке ниже.

 

 

Деяния Апостолов. Глава 17. Глашатаи Евангелия

Оглавление Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

Эта глава основана на книге Деяния Апостолов 13:4-52
«Бывши посланы Духом Святым», Павел и Варнава, после того как антиохийские братья возложили на них руки, «пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр». Так началось первое миссионерское путешествие апостолов. {ДА 166.1}
Кипр был одним из тех мест, куда бежали верующие из Иерусалима, спасаясь от преследований, начавшихся после смерти Стефана. Затем некоторые из них пришли из Кипра в Антиохию, «благовествуя Господа Иисуса» (Деяния 11:20). Сам Варнава был «родом Кипрянин» (Деяния 4:36); и теперь они с Павлом, сопровождаемые родственником Варнавы Иоанном Марком, прибыли на этот остров. {ДА 166.2}
Мать Марка приняла христианство, и ее дом в Иерусалиме служил приютом для учеников. В нем они всегда могли встретить радушный прием и найти ночлег. Когда апостолы в очередной раз пришли в этот дом, Марк предложил Павлу и Варнаве свои услуги и пожелал сопровождать их в миссионерском путешествии, ибо чувствовал в сердце благодать Божью и горел желанием посвятить себя делу Евангельского служения полностью. {ДА 166.3}
Прибыв в Саламину, апостолы «проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских... Прошедши весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие; а Елима волхв, - ибо то значит имя его, - противился им, стараясь отвратить проконсула от веры». {ДА 167.1}
Не без борьбы уступает сатана завоеванные им позиции Царству Божьему. Силы зла постоянно сражаются с силами, проповедующими Евангелие; они проявляют особую активность, если истина возвещается людям, обладающим безупречной репутацией и неподкупной честностью. Это хорошо видно на примере Сергия Павла, кипрского проконсула, который пожелал услышать евангельскую весть. Проконсул послал за апостолами, дабы они наставили его в той истине, которую проповедовали; но силы зла, действуя через волхва Елиму, попытались внушить ему недобрые мысли, отвратить от веры и помешать осуществлению планов Божьих. {ДА 167.2}
Поверженный враг всегда поступает подобным образом, дабы удержать в своих рядах людей авторитетных, которые в случае обращения могут оказаться крайне полезными в деле Божьем. {ДА 167.3}
Но верный служитель Евангелия не должен бояться поражений, ибо он наделен силой свыше, чтобы противостоять всем сатанинским влияниям. {ДА 168.1}
Так и Павел, осаждаемый сатаной, нашел в себе мужество обличить человека, через которого действовал враг. «Исполнившись Духа Святого», апостол, «устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню». {ДА 168.2}
Волхв не захотел прислушаться к евангельской истине, и Господь в праведном гневе поразил его слепотой, сокрыв от него дневной свет. Но ослеп он не навсегда, а на определенный срок, чтобы мог покаяться и взыскать прощения у Бога, Которого так тяжко оскорбил. Смятение, охватившее его, свело на нет все его хитрые козни против учения Христова. Потеряв зрение, он был вынужден беспомощно шарить руками, а это доказало всем, что чудеса, совершаемые апостолами, - не ловкость рук, как утверждал Елима, а проявление силы Божьей. Проконсул же, убежденный в истинности проповедуемого апостолами учения, принял Евангелие. {ДА 168.3}
Елима был человеком неученым, однако имел все данные, чтобы стать орудием сатаны. Проповедующие истину Божью не раз встретятся с коварным врагом в разных его обличьях. Порой он избирает своим орудием высокообразованных людей, но чаще - невежественных, которым и дает все необходимое для успешного обольщения. Но если служитель Христа останется верным своему долгу, будет жить в страхе Божьем и в силе Его могущества, он приведет сатанинские воинства в замешательство и станет одерживать победы во имя Господа. {ДА 169.1}
Павел и его спутники продолжили путь, направившись в Пергию, что в Памфилии. Дорога была изматывающей, полной трудностей, лишений и опасностей, подстерегавших их на каждом шагу в городах и селениях, которые они проходили, и на пустынных дорогах. Но Павел и Варнава научились доверяться силе Божьей, а сердца их пламенели любовью к гибнущим душам. Как верные пастыри в поисках пропавших овец они, забывая о себе, не думали о личных удобствах и спокойствии, не боялись усталости, голода и холода, имея одну цель - спасти заблудших, далеко отбившихся от стада. {ДА 169.2}
Именно здесь Марк, подавленный страхом и разочарованием, какое-то время колебался в намерении всецело посвятить себя делу Божьему. Не привыкший к лишениям, он испугался препятствий, встретившихся им на пути. И если он успешно трудился в благоприятных обстоятельствах, то теперь, столкнувшись с сопротивлением и испытаниями, так часто подстерегавшими миссионеров-первопроходцев, он не смог, как добрый воин креста, перенести тяготы жизни. Ему еще предстояло научиться смело смотреть в лицо опасности, переносить гонения и вражду. И по мере того как апостолы продвигались вперед и встречали все большие трудности, Марк все чаще терял мужество. В конце концов он отказался идти дальше и вернулся в Иерусалим. {ДА 169.3}
Из-за этого дезертирства Павел некоторое время неблагосклонно и даже сурово относился к Марку. Варнава же, напротив, оправдывал его, ссылаясь на его неопытность. Ему крайне не хотелось, чтобы Марк оставил служение, поскольку он видел в нем качества, благодаря которым тот мог стать полезным работником на ниве Божьей. В последующие годы его забота о Марке была щедро вознаграждена, ибо молодой человек отдавал Господу и делу проповеди Евангелия все силы, работая именно в трудных условиях. При благословении Божьем и мудром руководстве со стороны Варнавы он со временем стал ценным работником. {ДА 170.1}
Впоследствии Павел помирился с Марком и принял его как своего соработника. Он также рекомендовал его колоссянам как сотрудника «для Царствия Божия», который был ему «отрадою» (Колоссянам 4:11). Незадолго до своей смерти он еще раз упомянул Марка как человека, который нужен ему «для служения» (2 Тимофею 4:11). {ДА 170.2}
После того как Марк покинул их, Павел и Варнава посетили Антиохию Писидийскую. В субботний день они вошли в иудейскую синагогу и сели. «После чтения закона и пророков начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите». Получив приглашение говорить, «Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильские и боящиеся Бога! послушайте...» Затем была произнесена вдохновенная речь. Он начал пересказывать историю взаимоотношений Господа с израильтянами со времени их освобождения из египетского рабства; он сказал, что им был обещан Спаситель от семени Давида, и смело объявил, что «из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса; пред самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому. При окончании же поприща своего Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я не достоин развязать обувь на ногах». Так ревностно проповедовал он Иисуса как Спасителя людей, обетованного Мессию. {ДА 170.3}
Сказав это, Павел добавил: «Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнавши Его и осудивши, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу». {ДА 171.1}
Итак, Павел, не колеблясь, заявил, что предводители иудейского народа отвергли Спасителя. «Не нашедши в Нем никакой вины, - сказал апостол, - достойной смерти, просили Пилата убить Его; когда же исполнили все написанное о Нем, то, снявши с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых; Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его пред народом». {ДА 171.2}
«И мы благовествуем вам, - продолжал апостол, - что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: „Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя". А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, о сем сказал так: „Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно". Посему и в другом месте говорит: „не дашь Святому Твоему увидеть тление". Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». {ДА 172.1}
Ясно указав на исполнение пророчеств о Мессии, Павел проповедовал им покаяние и прощение грехов через заслуги Спасителя их Иисуса Христа. «Да будет известно вам, мужи братия, - сказал он, - что ради Его возвещается вам прощение грехов, и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий». {ДА 172.2}
Дух Божий сопровождал сказанные слова, и они тронули сердца людей. Сославшись на пророчества Ветхого Завета и сказав, что они исполнились в служении Иисуса из Назарета, апостол тем самым убедил в истинности этих слов многих, жаждавших пришествия обетованного Мессии. А заверение, что «благая весть» о спасении предназначалась и иудеям, и язычникам, вселило радость и надежду в тех, кто не относился к детям Авраама по плоти. {ДА 172.3}
«При выходе их из Иудейской синагоги, язычники просили их говорить о том же в следующую субботу». Когда собрание наконец окончилось, «многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников», принявшие проповеданную им радостную весть, «последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией». {ДА 173.1}
Интерес, который вызвала речь Павла в Антиохии Писидийской, был так велик, что в следующую субботу «почти весь город собрался слушать слово Божие, но Иудеи, увидевши народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам; ибо так заповедал нам Господь: „Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли". {ДА 173.2}
Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». Они чрезвычайно обрадовались тому, что Христос признает их детьми Божьими, и с благодарными сердцами слушали проповедь апостолов. Уверовавшие ревностно возвещали весть Евангелия другим, и «слово Господне распространялось по всей стране». {ДА 173.3}
За много веков до этого вдохновенное перо предвозвестило эту жатву среди язычников, однако пророческие высказывания понимались весьма смутно. Осия говорил: «Будет число сынов Израилевых, как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: „вы не Мой народ", будут говорить им: „вы сыны Бога живого"». И еще: «И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: „ты - Мой народ", а он скажет: „Ты - мой Бог!"» (Осии 1:10; 2:23). {ДА 174.1}
Сам Спаситель во время Своего земного служения предсказал распространение Евангелия среди язычников. В притче о винограднике Он сказал нераскаявшимся иудеям: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матфея 21:43). После Своего воскресения Он поручил Своим ученикам идти по всему миру, учить «все народы», никого не пропустить, но проповедовать Евангелие «всей твари» (Матфея 28:19; Марка 16:15). {ДА 174.2}
Обратившись к язычникам в Антиохии Писидийской, Павел и Варнава не прекращали трудиться для иудеев во всех местах, где им только предоставлялась возможность обратиться к слушателям. Впоследствии в таких городах, как Фессалоника, Коринф, Ефес, Павел и его соработники проповедовали Евангелие и иудеям, и язычникам. Но главные их усилия теперь были направлены на созидание Царства Божьего на языческой земле, среди народов, которые ничего не знали об истинном Боге и Его Сыне или знали очень мало. {ДА 174.3}
Сердца Павла и его сотрудников пламенели любовью к людям, которые были «без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». Благодаря неустанному служению апостолов среди язычников «чужие и пришельцы», «бывшие некогда далеко», узнали, что они могут быть «близки Кровию Христовою» и что через веру в Его искупительную жертву могут стать «согражданами святым и своими Богу» (Ефесянам 2:12, 13, 19). {ДА 175.1}
Возрастая в вере, Павел неустанно трудился для созидания Царства Божьего среди тех, на кого учителя Израиля не обращали внимания. Он возвышал Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (1 Тимофею 6:15) и наставлял верующих «укореняться и утверждаться в Нем и укрепляться в вере» (Колоссянам 2:7). {ДА 175.2}
Христос есть надежное основание для тех, кто верует в Него. На этом живом Камне могут строить и иудеи, и язычники, ибо Он достаточно велик и достаточно крепок, чтобы выдержать тяготы и бремена всего мира. Об этом ясно сказал и сам Павел в последние дни своего служения в послании к группе обращенных из язычников, оставшихся твердыми в своей любви к евангельской истине: «Вы... утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефесянам 2:19, 20). {ДА 175.3}
Когда евангельская весть распространялась в Писидии, неверующие иудеи Антиохии в слепом предубеждении, «подстрекнувши набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов». {ДА 176.1}
Однако подобное обращение не смутило апостолов; они помнили слова своего Господа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матфея 5:11, 12). {ДА 176.2}
А поскольку евангельская весть все же распространялась, апостолы чувствовали прилив сил и радость оттого, что их труды в Антиохии Писидийской принесли обильные плоды, и верующие, оставленные ими в этом городе, уже без них продолжали начатое дело и «исполнялись радости и Духа Святого». {ДА 176.3}