Аудиозаписи на портале разделены по категориям. Выберите интересующую вас категорию аудио в списке ниже.

 

 

Деяния Апостолов. Глава 12. Из гонителей — в ученики

Оглавление Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

Эта глава основана на книге Деяния Апостолов 9:1-18
Среди иудейских вождей, встревоженных успехом евангельской вести, особое место занимал Савл из Тарса. Будучи от рождения римским гражданином, он был иудеем по происхождению и учился в Иерусалиме у самого знаменитого раввина. «Из рода Израилева, колена Вениаминова» Савл был «Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности гонитель Церкви (Божией), по правде законной - непорочный» (Филиппийцам 3:5, 6). Раввины считали этого молодого человека весьма многообещающим и возлагали на него большие надежды как на способного и ревностного защитника древней веры. Когда он был избран членом синедриона, в его руках появилась реальная власть. {ДА 112.1}
Савл выполнил активную роль в суде над Стефаном, и удивительные доказательства присутствия Божьего во время процесса вселили в него сомнения в разумности гонений на последователей Иисуса. Он был встревожен. В растерянности он обратился к тем, в чьей мудрости и рассудительности был твердо уверен. Аргументы священников и правителей в конце концов убедили его в том, что они, поставленные на святое служение, правы, что Стефан - богохульник, а Христос, Чье учение проповедовал казненный ученик, - обманщик. {ДА 112.2}
Не без борьбы пришел Савл к этому выводу. Но его воспитание и предрассудки, наказы учителей, стремление сохранить всеобщее уважение в конце концов заглушили в нем голос совести, и он не внял благодати Божьей. Окончательно решив, что священники и книжники правы, Савл стал ярым противником учений, распространяемых учениками Иисуса. Он силой приводил святых людей в суды, где они приговаривались к тюремному заключению или к смертной казни только за то, что верили во Христа. Эта деятельность Савла принесла много горя и страданий недавно возникшей Церкви и заставила многих спасаться бегством. {ДА 113.1}
Изгнанные из Иерусалима в результате этого гонения «ходили и благовествовали слово» (Деяния 8:4). Среди тех городов, куда они пошли, был и Дамаск, где многие обратились в христианство. {ДА 113.2}
Священники и правители надеялись, что, проявляя бдительность и строго наказывая ересь, они смогут искоренить ее из Иерусалима. Теперь они поняли, что и в других местах они должны принять такие же решительные меры. Когда встал вопрос о том, что надо расправиться с верующими в Дамаске, Савл предложил свои услуги. «Дыша угрозами и убийством на учеников Господа», он «пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав приводить в Иерусалим». Так, «со властью и поручением от первосвященников» (Деяния 26:12) Савл из Тарса в расцвете сил, пылая неправедным рвением, отправился в это памятное путешествие, которому суждено было изменить всю его жизнь. {ДА 113.3}
В последний день пути, «в полдень», когда утомленные путники приближались к Дамаску, их взору предстали широкие просторы плодородных земель, прекрасные сады и виноградники, орошаемые холодными ручьями, стекающими с окрестных гор. После длительного путешествия по безлюдной пустыне эта картина радовала глаз. В то время как Савл со своими спутниками восхищенно осматривал плодородную равнину и сказочный город, лежащий внизу, «внезапно», как он впоследствии рассказывал, осиял его и шедших с ним «свет, превосходящий солнечное сияние» (Деяния 26:13). Глаза смертного не могли вынести этого неземного света. Ослепленный и пораженный, Савл ничком упал на землю. {ДА 114.1}
Свет продолжал сиять вокруг них, и Савл услышал «голос, говоривший... на Еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? трудно тебе идти против рожна». Он сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деяния 26:14, 15). {ДА 114.2}
Напуганные и ослепленные резким светом спутники Савла слышали голос, но никого не видели. Он же понял сказанные слова, и ему ясно открылся Говоривший - Сын Божий. В славном Существе, стоявшем перед ним, он узнал Распятого. В душе пораженного иудея навеки запечатлелся образ Спасителя. Произнесенные слова с ужасающей силой проникли в глубь его сердца. Поток света озарил его помраченный разум, открыв ему его прежнее невежество и заблуждение, его настоящую нужду в просвещении Святым Духом. {ДА 115.1}
Савл понял, что, преследуя последователей Иисуса, он в действительности выполнял работу сатаны. Он понял, что все его убеждения и понятия о долге основывались главным образом на безграничном доверии священникам и начальникам. Он верил их рассказам, будто история о воскресении является хитрым вымыслом учеников. Только теперь, когда Сам Иисус стоял перед ним, Савл понял, что ученики говорили правду. {ДА 115.2}
В миг небесного озарения ум Савла работал с поразительной быстротой. Пророчества Священного Писания открылись его пониманию. Он уразумел, что отвержение Иисуса иудеями, Его распятие, воскресение и вознесение были предсказаны пророками, и, значит, Он есть обетованный Мессия. Савл отчетливо вспомнил проповедь Стефана, которую тот произнес перед своей мученической кончиной, и понял, что он в самом деле созерцал «славу Божию», когда сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деяния 7:55, 56). Священники объявили эти слова богохульством, но теперь Савл знал, что они истинны. {ДА 115.3}
Каким откровением все это было для гонителя! Теперь Савл знал наверняка, что обетованный Мессия пришел на землю в облике Иисуса из Назарета и что Он был отвергнут и распят теми, кого пришел спасать, что Спаситель победоносно восстал из могилы и вознесся на небеса. В момент Божественного откровения Савл с ужасом вспомнил, что Стефан, который свидетельствовал о распятом и воскресшем Спасителе, был убит с его, Савла, согласия и что затем многие достойные последователи Иисуса погибли или были заключены в оковы во времена жестокого гонения, учиненного им. {ДА 116.1}
Спаситель говорил с Савлом через Стефана, ясные доводы которого никто не мог опровергнуть. Ученые иудеи заметили, что лицо мученика отражает свет славы Христовой; они «видели лице его, как лице Ангела» (Деяния 6:15). Савл был свидетелем снисходительного отношения Стефана к своим врагам, о прощении которых тот молил Господа. Савл видел твердость и радостную покорность многих, кого он мучил и пытал, видел, с какой радостью отдавали они свою жизнь за веру. {ДА 116.2}
Все это и ранее производило огромное впечатление на Савла. Порой он был близок к тому, чтобы признать Иисуса обетованным Мессией, проводил целые ночи в борьбе с этой мыслью, однако всякий раз ему удавалось убедить себя, что Иисус не Мессия, а Его последователи - обманутые фанатики. {ДА 116.3}
Теперь Христос лично говорил с Савлом и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты, Господи?» тот же самый голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Христос здесь отождествляет Себя со Своим народом. Преследуя последователей Иисуса, Савл наносил удары непосредственно Небесному Господу. Ложно обвиняя и свидетельствуя против них, он ложно обвинял Спасителя мира и свидетельствовал против Него. {ДА 117.1}
Савл нисколько не сомневался в том, что Говоривший с ним был Иисус из Назарета, долгожданный Мессия, Утешитель и Спаситель Израиля. «В трепете и ужасе» он спросил: «Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». {ДА 117.2}
Когда небесное видение исчезло и Савл поднялся с земли, он обнаружил, что полностью лишился зрения. Ослепительная слава Христа оказалась невыносимой для его глаз; с ее исчезновением он погрузился в кромешную тьму. Он считал, что слепота - наказание от Бога за то, что он жестоко гнал последователей Иисуса. Ощупью шел он в ужасной тьме, и его устрашенные и пораженные спутники вели «его за руку и привели в Дамаск». {ДА 117.3}
Утром того памятного дня Савл приближался к Дамаску, преисполненный самодовольства, ибо сам первосвященник оказал ему доверие. На него возлагалась большая ответственность. Ему было поручено содействовать интересам иудейской религии и по возможности помешать распространению новой веры в Дамаске. Он решил, что его миссия должна увенчаться успехом, и с нетерпением ожидал дальнейших событий. {ДА 117.4}
Но как далеки оказались его ожидания от того, что произошло в действительности! Пораженный слепотой, беспомощный, мучимый угрызениями совести, не зная, какое еще наказание ждет его, он остановился в доме ученика Иуды, где мог в одиночестве поразмышлять и помолиться. {ДА 118.1}
Три дня Савл «не видел, и не ел и не пил». Эти дни душевной муки показались ему годами. Снова и снова вспоминал он свое участие в убийстве Стефана, и его дух не находил покоя. Видя перед собой озаренное небесным сиянием лицо Стефана, с ужасом думал он о своей вине. Как смог он допустить, чтобы им управляли злоба и предубеждения священников и начальников? В печали и сокрушении сердца он вспоминал многочисленные случаи, когда отвергал самые поразительные доказательства, продолжая безжалостно преследовать верующих в Иисуса из Назарета. {ДА 118.2}
Эти дни глубокого погружения в самого себя и смирения сердца он провел в одиночестве. Верующие в Дамаске, предостереженные о намерениях Савла, боялись, что он притворяется, желая обмануть их, и потому держались отчужденно, не проявляя к нему сочувствия. Он не стал искать помощи у тех, с кем рассчитывал преследовать верующих, ибо знал, что они не захотят слушать историю его обращения. Таким образом, он оказался полностью лишен человеческого участия. Ему оставалось надеяться только на милосердие Бога, к Которому он взывал в сокрушении сердца. {ДА 118.3}
За долгие часы, проведенные наедине с Богом, Савл вспомнил много текстов Священного Писания, относящихся к Первому пришествию Христа. Он тщательно изучал пророчества; его память обострилась благодаря новым убеждениям. Размышляя над значением этих пророчеств, он дивился своей прежней слепоте и слепоте всех иудеев, которая и вызвала отвержение ими Иисуса как Обетованного Мессии. Теперь все казалось ему ясным. Это раньше предрассудки и неверие притупляли его духовное восприятие, и он не мог распознать в Иисусе из Назарета Мессию, предсказанного в пророчествах. {ДА 119.1}
Когда Савл полностью подчинился обличительной силе Святого Духа, он понял ошибки своей жизни и признал всеохватывающие требования Закона Божьего. Тот, кто некогда был гордым фарисеем, уверенным, что оправдывается своими добрыми делами, склонился пред Богом в смирении, с простотой ребенка, признавая свое недостоинство и ссылаясь на заслуги распятого и воскресшего Спасителя. Савл жаждал полного согласия с Отцом и Сыном и желал быть как можно ближе к Нему; уповая на прощение и милость, он возносил к престолу благодати настойчивые прошения. {ДА 119.2}
Молитвы раскаявшегося фарисея оказались не напрасны. Его сердечные намерения и помыслы были преображены Божественной благодатью, и его обновленное естество было теперь в согласии с вечной волей Бога. Христос и Его праведность стали для Савла дороже всего на свете. {ДА 120.1}
Обращение Савла является поразительным примером чудотворной силы Святого Духа, которая обличает людей во грехе. Раньше ему казалось, что Иисус из Назарета упразднил Закон Божий и учил Своих учеников, будто он утратил силу. После обращения Савл признал, что Иисус пришел в мир, чтобы прославить Закон Своего Отца. Он убедился, что Иисус является Создателем всей иудейской системы жертвоприношений, что на Голгофском кресте Прообраз стал Реальностью и что Иисус исполнил пророчества Ветхого Завета о Спасителе Израиля. {ДА 120.2}
В истории обращения Савла содержатся важные моменты, которые мы должны помнить. Савл предстал непосредственно пред лицо Христа. Он был тем, кого Христос предназначил для самого важного дела, - он был Его «избранным сосудом»; однако Господь не сразу открыл ему, какую работу он должен выполнить. Он встал на его пути и обличил его в грехе; но когда Савл спросил: «Господи! что повелишь мне делать?», Спаситель направил вопрошающего иудея в Свою Церковь, чтобы там он узнал волю Божью в своей дальнейшей судьбе. {ДА 120.3}
Дивный свет, рассеявший тьму, в которой находился Савл, был послан Господом, но и ученики не должны были остаться в стороне. Через Христа он получил откровения и обличения; и теперь раскаявшийся находился в таком состоянии, когда мог учиться у тех, кому Бог поручил наставлять людей в истине. {ДА 121.1}
В то время как Савл продолжал молиться в доме Иуды, находясь в полном уединении, Господь явился в видении некоему ученику в Дамаске, «именем Анания», сказав ему, что Савл из Тарса молится и нуждается в помощи. «Встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, - сказал небесный вестник, - и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтоб он прозрел». {ДА 121.2}
Анания едва мог поверить словам ангела: повсюду распространялись слухи о том, как ожесточенно преследовал Савл святых в Иерусалиме. Он осмелился протестовать: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое». Но повеление звучало недвусмысленно: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми». {ДА 121.3}
Повинуясь повелению ангела, Анания нашел человека, который только что дышал угрозами на всех верующих во имя Иисуса; возложив руки на раскаявшегося страдальца, он сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. {ДА 121.4}
И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и встав крестился». {ДА 122.1}
Таким образом, Иисус утвердил власть Своей Церкви и соединил Савла со Своими представителями на земле. Церковь стала наставлять кающегося грешника на путь жизни. {ДА 122.2}
Многие считают, что ответственность за полученный свет и опыты они несут только перед Христом и ничем не обязаны Его последователям на земле. Иисус - Друг грешников, и Его сердце тронуто их горем. Ему дана всякая власть на небе и на земле; и Он уважает средства, которые Сам предназначил для просвещения и спасения людей; Он указывает грешникам путь в Церковь, которую сделал светом миру. {ДА 122.3}
Когда заблуждающемуся и предубежденному Савлу было дано откровение Христа, Которого он гнал, он непосредственно соприкоснулся с Церковью, которая есть свет миру. В данном случае Анания символизировал собою Христа и Его служителей на земле, которые призваны действовать от Его имени. Анания вместо Христа коснулся глаз Савла, чтобы вернуть ему зрение. Анания вместо Христа возложил на него руки, а когда молился во имя Его, на Савла снизошел Святой Дух. Все свершается во имя и властью Христа. Христос - полноводный источник, а Церковь - русло, по которому изливается благодать. {ДА 122.4}