Аудиозаписи на портале разделены по категориям. Выберите интересующую вас категорию аудио в списке ниже.

 

 

Пророки и цари. Глава 2. Храм и его посвящение

Мечта построить храм Господу, которую Давид лелеял столь долгое время, была блестяще осуществлена Соломоном. На протяжении семи лет в Иерусалиме не прекращалась работа строителей, которые выравнивали землю на выбранном месте, воздвигали массивные стены и фундамент из больших камней, «камней дорогих и обделанных», обтесывали стволы деревьев, привезенных из ливанских лесов, возводя величественное святилище (3 Царств 5:17). {ПЦ 35.1}Одновременно с заготовкой дерева и камня, к чему тысячи людей прикладывали все свои силы, успешно шла работа по изготовлению храмовых принадлежностей под наблюдением Хирама Тирянина, человека «умного, имеющего знания... умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы» (2 Паралипоменон 2:13, 14). {ПЦ 35.2}Итак, на горе Мориа бесшумно укладывались обтесанные камни, «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Царств 6:7). Были сделаны также все необходимые «вещи для дома Божия» (2 Паралипоменон 4:19), совершенная пропорциональность которых строго отвечала образцам, оставленным Давидом своему сыну. Туда входили: золотой жертвенник, столы для хлебов предложения, светильник и лампады, сосуды и другие принадлежности для богослужения в Святом, и все это было сделано «из золота, из самого чистого золота» (2 Паралипоменон 4:21). Медные изделия: жертвенник всесожжения, море с двенадцатью волами, небольшие тазы и другие многочисленные сосуды были отлиты царем «в окрестности Иордана ...в глинистой земле, между Сокхофом и Цередою» (2 Паралипоменон 4:17). Эта утварь была изготовлена в достаточном количестве, чтобы в ней не было недостатка. {ПЦ 35.3}Храм, построенный Соломоном и его помощниками для Бога и служения Ему, был исключительно красив и отличался непревзойденным великолепием. Украшенный драгоценными камнями, окруженный просторными дворами и великолепными подъездными путями, обшитый резными пластинами кедра и полированного золота, храм с его расшитыми завесами и богатым убранством символизировал живую Церковь Божью на земле, которая создавалась на протяжении всех веков согласно Божественному образцу из материалов, подобных «золоту, серебру и драгоценным камням» и как «изваянные столпы в чертогах» (1 Коринфянам 3:12Псалтирь 143:12). В этом духовном храме Христос был «краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Ефесянам 2:20, 21). {ПЦ 36.1}Наконец строительство храма, которое было задумано Давидом и осуществлено Соломоном, закончилось. «И все, что предположил Соломон в сердце своем сделать в доме Господнем и в доме своем, совершил он успешно» (2 Паралипоменон 7:11). Теперь для того, чтобы храм, венчавший вершину горы Мориа, мог воистину быть тем местом, каким его страстно желал видеть Давид, местом обитания «не... человека... а... Господа Бога» (1 Паралипоменон 29:1), оставалось совершить торжественную церемонию посвящения его Иегове. {ПЦ 37.1}Место, на котором был выстроен храм, уже долгое время почиталось святым. Это здесь Авраам, отец всех верующих, повинуясь повелению Иеговы, готов был принести в жертву своего единственного сына. Здесь Бог возобновил с Авраамом завет благословения, содержащий славное мессианское обетование об искуплении человечества через жертву Сына Всевышнего (см. Бытие 22:9, 16—18). Это было то место, на котором Давид принес приношения и жертвы мирные, чтобы отклонить мстительный меч ангела-губителя. Тогда Бог ответил ему, послав огонь с неба (см. 1 Паралипоменон 21). И теперь еще раз собрались верующие во имя Иеговы, дабы встретиться со своим Богом и возобновить завет верности Ему. {ПЦ 37.2}Время, избранное для освящения храма, было самым удобным; шел седьмой месяц, когда по обычаю народ со всех концов земли собирался в Иерусалиме на праздник Кущей. Это время было особенно торжественным и радостным. Сбор урожая завершился, а в новом сезоне к полевым работам еще не приступали. Поэтому люди, свободные от забот, могли всем сердцем радоваться наступлению святых торжественных дней. {ПЦ 37.3}В назначенный день израильтяне вместе с роскошно разодетыми гостями из многих стран собрались во дворах храма. Зрелище было поистине необыкновенным. Соломон и старейшины Израиля вместе с самыми влиятельными мужами народа Божьего пришли на место освящения храма из противоположной части города, откуда они сопровождали ковчег завета. Из святилища, находящегося на вершинах Гаваона, была взята древняя скиния «собрания, и все вещи священные, которые в скинии» (2 Паралипоменон 5:5); и эти заботливо сберегаемые предметы, свидетельствующие о том, что довелось пережить израильскому народу во время странствования в пустыне, о его победах в Ханаане, нашли, наконец, постоянное место в великолепном храме, который был построен вместо переносного святилища. {ПЦ 37.4}Когда в храм несли священный ковчег, содержащий две каменные скрижали, на которых Бог Своим перстом начертал заповеди, Соломон следовал примеру своего отца Давида. Каждые шесть шагов он приносил жертвы. С пением, музыкой и великим торжеством «принесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма — во Святое Святых, под крылья херувимов» (2 Паралипоменон 5:7). Выйдя из внутреннего двора святилища, они заняли свои места. Певцы-левиты, одетые в виссон, с кимвалами, псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника и с ними сто двадцать священников, трубивших в трубы (см. ст. 12). {ПЦ 38.1}«И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2 Паралипоменон 5:13, 14). {ПЦ 38.2}Сознавая торжественную цель, ради которой собралось такое множество народа, Соломон произнес: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; а я построил дом в жилище Тебе, место для вечного Твоего пребывания» (2 Паралипоменон 6:1, 2). {ПЦ 39.1}«Господь царствует: 
да трепещут народы! 
Он восседает на херувимах: 
да трясется земля! 
Господь на Сионе велик, 
и высок Он над всеми народами. 
Да славят великое и страшное имя Твое: 
свято оно!... 
Превозносите Господа, Бога нашего, 
И поклоняйтесь подножию Его: 
свято оно!» {ПЦ 39.2}(Псалтирь 98:1—5)«Среди двора» храма располагался «медный амвон», или возвышение, «длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя». Соломон стоял на этом возвышении с поднятыми руками и благословлял народ, и «все собрание Израильтян стояло» (2 Паралипоменон 6:13, 3). {ПЦ 39.3}«Благословен Господь, Бог Израилев, — воскликнул Соломон, — Который, что сказал устами Своими Давиду, отцу моему, исполнил ныне рукою Своею! Он говорил: „Но избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое“» (2 Паралипоменон 6:4, 6). {ПЦ 39.4}Затем Соломон опустился на колени и пред всем народом произнес молитву посвящения храма. Поднимая руки к небу, когда все собравшиеся склонили головы, царь молился: «Господи, Боже Израилев! Нет Бога, подобного Тебе, ни на небе, ни на земле. Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим». {ПЦ 40.1}«Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, — тем менее храм сей, который построил я. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой! услышь воззвание и молитву, которою раб Твой молится пред Тобою. Да будут очи Твои отверсты на храм сей днем и ночью, на место, где Ты обещал положить имя Твое, чтобы слышать молитву, которою раб Твой будет молиться на месте сем. Услышь моления раба Твоего и народа Твоего, Израиля, какими они будут молиться на месте сем; услышь с места обитания Твоего, с небес, услышь и помилуй!... {ПЦ 40.2}Когда поражен будет народ Твой, Израиль, неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и они обратятся к Теб е, и исповедают имя Твое, и будут просить и молиться пред Тобою в храме сем: тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал им и отцам их. {ПЦ 40.3}Когда заключится небо, и не будет дождя за то, что они согрешили пред Тобою, и будут молиться на месте сем, и исповедают имя Твое, и обратятся от греха своего, потому что Ты смирил их: тогда Ты услышь с неба, и прости грех рабов Твоих и народа Твоего, Израиля, указав им добрый путь, по которому идти им, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие. {ПЦ 40.4}Голод ли будет на земле, будет ли язва моровая, будет ли ветер палящий или ржа, саранча или червь, будут ли теснить его неприятели его на земле владений его, будет ли какое бедствие, какая болезнь: всякую молитву, всякое прошение, какое будет от какого-либо человека или от всего народа Твоего, Израиля, когда они почувствуют каждый бедствие свое и горе свое, и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба — места обитания Твоего, и прости, и воздай каждому по всем путям его, как Ты знаешь сердце его... Чтобы они боялись Тебя и ходили путями Твоими во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим. {ПЦ 41.1}Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего, Израиля, когда он придет из земли далекой ради имени Твоего великого, и руки Твоей могущественной, и мышцы Твоей простертой, и придет и будет молиться у храма сего: Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли узнали имя Твое, и чтобы боялись Тебя, как народ Твой, Израиль, и знали, что Твоим именем называется дом сей, который построил я. {ПЦ 41.2}Когда выйдет народ Твой на войну против неприятелей своих путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Тебе, обратившись к городу сему, который избрал Ты, и к храму, который я построил имени Твоему: тогда услышь с неба молитву их и прошение их, и сделай, что потребно для них. {ПЦ 42.1}Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не согрешил бы, — и Ты прогневаешься на них, и предашь их врагу, и отведут их пленившие их в землю далекую или близкую, и когда они в земле, в которую будут пленены, войдут в себя и обратятся, и будут молиться Тебе в земле пленения своего, говоря: „мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны“; и обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле пленения своего, куда отведут их в плен, и будут молиться, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, и к городу, который избрал Ты, и к храму, который я построил имени Твоему: тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву их и прошение их, и сделай, что потребно для них, и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою. {ПЦ 42.2}Боже мой! да будут очи Твои отверсты и уши Твои внимательны к молитве на месте сем. И ныне, Господи Боже, стань на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего. Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение, и преподобные Твои да насладятся благами. Господи Боже! не отврати лица помазанника Твоего, помяни милости к Давиду, рабу Твоему» (2 Паралипоменон 6:14, 18—42). {ПЦ 42.3}«Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба, и поглотил всесожжение и жертвы». Священники не могли войти в храм, «потому что слава Господня наполнила дом Господень». «И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». {ПЦ 45.1}Затем царь и народ принесли жертвы Господу. «Так освятили дом Божий царь и весь народ» (2 Паралипоменон 7:1—5). В течение семи дней огромные массы народа со всех концов царства «от входа в Емаф до реки Египетской», «собрание весьма большое» принимали участие в торжествах. Следующую неделю весь народ провел в счастливом общении, отмечая праздник кущей. По завершении этого времени посвящения и радости народ разошелся по домам, «радующийся и веселящийся в сердце о благе, какое сделал Господь Давиду и Соломону и Израилю, народу Своему» (2 Паралипоменон 7:8, 10). {ПЦ 45.2}Царь всеми силами старался побудить народ полностью отдать себя Богу, посвятить себя на служение Ему и возвеличить Его святое имя. И теперь еще раз, как и в начале его царствования, в Гаваоне, израильскому царю было дано доказательство того, что Господь услышал его молитву и благословил его. В ночном видении Бог явился Соломону со словами: {ПЦ 45.3}«Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой; и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их. Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2 Паралипоменон 7:12—16). {ПЦ 45.4}Если бы израильтяне оставались верными Богу, то это грандиозное сооружение оказалось нетронутым во все века как вечное знамение особенной милости Божьей к Его избранному народу. «И сыновей иноплеменников, — сказал Господь, — присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою, и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем; ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Исаии 56:6, 7). {ПЦ 46.1}Уверив израильтян, что они приняты Им, Господь очень ясно указал и на долг царя. «И если ты, — сказал Он, — будешь ходить пред лицем Моим, как ходил Давид, отец твой, и будешь делать все, что Я повелел тебе, и будешь хранить уставы Мои и законы Мои, то утвержу престол царства твоего, как Я обещал Давиду, отцу твоему, говоря: „не прекратится у тебя муж, владеющий Израилем“» (2 Паралипоменон 7:17, 18). {ПЦ 46.2}Если бы Соломон продолжал смиренно служить Богу, его царствование оказало бы могучее благотворное влияние на все окружающие народы, сохранившие память о неотразимом Давиде, отце Соломона, помнившие мудрость и величественные дела его сына в начале его царствования. Предвидя ужасные искушения, которые всегда идут рука об руку с благополучием и земной славой, Бог предостерегал Соломона от греха отступничества, предупреждая о его страшных последствиях. Даже о прекрасном, посвященном Ему храме Он сказал, что сделает «его притчею и посмешищем у всех народов», если израильтяне оставят «Господа, Бога отцов своих» и будут служить другим богам (2 Паралипоменон 7:20, 22). {ПЦ 46.3}Укрепленный и ободренный небесной вестью о том, что молитва его за Израиль услышана, Соломон вступил в ту славную пору своего царствования, когда «все цари земли искали видеть» его, «чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его» (2 Паралипоменон 9:23). Многие желали увидеть то, как он управляет страной, и получить советы, как разрешать сложные проблемы. {ПЦ 47.1}Когда эти люди приходили к Соломону, он учил их, что Господь есть Создатель всего творения, и они возвращались домой с ясным представлением о Боге Израилеве и Его любви к человеческому роду. Теперь они видели выражение этой любви и откровение Его сущности в природе, и многие таким образом стали служить Ему как своему Богу. {ПЦ 47.2}Смирение Соломона, выразившееся в словах, произнесенных вначале, когда он признал Его правление: «Но я отрок малый» (3 Царств 3:7), его особенная любовь к Богу, глубочайшее благоговение, сомнение в своих силах, возвышение Безграничного Творца — все эти черты, достойные подражания, были присущи ему, когда, молясь при освящении храма, он как проситель смиренно упал на колени. Сегодня последователям Христа следует особенно заботиться о том, чтобы не утратить дух благоговения и страх Божий. Священное Писание учит людей приближаться к своему Творцу со смирением, благоговейным страхом, с верой в Божественного Заступника. {ПЦ 47.3}Псалмопевец говорит: {ПЦ 48.1}«Ибо Господь есть Бог великий 
и царь великий над всеми богами». 
«Приидите, поклонимся, и припадем, 
преклоним колена пред лицем Господа, Творца нашего». {ПЦ 48.2}(Псалтирь 94:3, 6)Когда мы дома или в церкви с мольбой обращаемся к Богу, стать на колени перед ним — наше преимущество. Иисус, подавая нам пример, «преклонив колена, молился» (Луки 22:41). О Его учениках говорится, что они также молились, преклоняя колени (см. Деяния 9:40). Павел говорит: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа» (Ефесянам 3:14). Исповедуя перед Богом грехи Израиля, Ездра стоял на коленах. Даниил «преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его» (Даниила 6:10). {ПЦ 48.3}Истинное благоговение перед Богом вдохновляется осознанием Его безграничного величия и присутствия. Ощущая Невидимого, всякое сердце должно трепетать. Время и место молитвы святы, ибо Бог присутствует там. Чувство благоговения будет глубже, если молящийся выразит его своим поведением. «Свято и страшно имя Его!» — восклицает псалмопевец (Псалтирь 110:9). Когда ангелы произносят имя Божье, они при этом покрывают лица свои. С каким же тогда почтением должны произносить это имя мы — падшие грешные существа?! {ПЦ 48.4}Все люди, независимо от возраста, пусть поразмыслят над словами Священного Писания, говорящими о том, как нужно почитать место присутствия Божьего. «Сними обувь твою с ног твоих, — повелел Господь, — ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:5). Иаков, увидев ангелов, воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!», «это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Бытие 28:16, 17). {ПЦ 49.1}Теми словами, которые он произнес при освящении храма, Соломон пытался избавить присутствующих от предрассудков, которые омрачали разум язычников. Небесный Бог, в отличие от языческих божеств, не ограничен стенами храма, воздвигнутого человеческими руками, однако Он будет общаться со Своим народом через Своего Духа, когда израильтяне соберутся на служение в доме, посвященном Ему. {ПЦ 49.2}Спустя целые столетия Павел выразил подобную истину в следующих словах: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все... Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деяния 17:24—28). {ПЦ 49.3}«Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — 
племя, которое Он избрал в наследие Себе. 
С небес призирает Господь, 
видит всех сынов человеческих. 
С престола, на котором восседает, 
Он призирает на всех, живущих на земле». {ПЦ 50.1}«Господь на небесах поставил престол Свои, 
и царство Его всем обладает». {ПЦ 50.2}«Боже! свят путь Твой. 
Кто Бог так великий, как Бог нем! 
Ты Бог, творящий чудеса; 
Ты явил могущество Свое среди народов». {ПЦ 50.3}(Псалтирь 32:12—14102:1976:14, 15)Хотя Бог и не обитает в рукотворных храмах, однако Он почитает Своим присутствием собрания Своего народа. Он обещал, что если верующие соберутся вместе, чтобы искать Его, исповедать грехи свои и молиться друг за друга, Он посетит их Духом Своим, но молящиеся Ему должны будут избавиться от всякого зла. Если они не поклонятся Ему в духе, истине и святости, тогда их совместное общение не принесет никакой пользы. О таких Господь говорит: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Матфея 15:8, 9). Те, кто поклоняется Богу, должны поклоняться Ему «в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоанна 4:23). {ПЦ 50.4}«А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Аввакума 2:20). {ПЦ 50.5}