Аудиозаписи на портале разделены по категориям. Выберите интересующую вас категорию аудио в списке ниже.

 

 

Патриархи и пророки. Глава 66. Смерть Саула

Эта глава основана на книге 1 Царств 28:3-25; 31
Снова началась война между филистимлянами и израильтянами. «И собрались Филистимляне, и пошли и стали станом в Сонаме», на северной стороне Изреельской долины, в то время как Саул и его лагерь расположились в нескольких милях у подножия горы Гелвуя, находившейся на южной стороне долины. Когда-то здесь обратил в бегство мадианитян Гедеон со своим отрядом в триста человек. Но какая разница была между духом, который руководил некогда израильским освободителем, и тем, который жил теперь в сердце царя. Гедеон вступил в бой с твердой верой в могущественного Бога Израилева, а Саул чувствовал себя покинутым и беззащитным, ибо Бог оставил его. Взглянув на филистимские войска, он «испугался, и крепко дрогнуло сердце его». {ПП 675.1}
Саул знал, что Давид и его люди находятся у филистимлян, и полагал, что сын Иессея воспользуется этой возможностью и отомстит ему за все причиненные горести. Царь находился в глубоком отчаянии. Из-за неукротимой ненависти, с которой он преследовал избранника Божьего, весь народ подвергся великой опасности. Вместо того чтобы заботиться об укреплении своего царства, он преследовал Давида, и филистимляне воспользовались этим и проникли в глубь израильской территории. Таким образом, сатана, искушая Саула любыми средствами поймать Давида и убить его, в то же время подстрекал филистимлян использовать это, чтобы погубить Саула и уничтожить народ Божий. Как часто подобная тактика применяется великим врагом в наши дни! Через неосвященные сердца он возбуждает чувство зависти и раздора в церкви, а затем, пользуясь происшедшим расколом в народе Божьем, ведет его к погибели. {ПП 675.2}
На следующий день Саулу предстояло сражаться с филистимлянами. Мрачное предчувствие роковой участи угнетало его душу. Он жаждал помощи и водительства. Но тщетно искал он совета у Бога. «Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков». Бог никогда не отворачивается от души, обратившейся к Нему искренно и смиренно. Почему Он не отвечал Саулу? Своими делами царь сам лишил себя благой возможности вопрошать Бога. Саул отверг совет Самуила - пророка; он изгнал Давида - избранника Божьего; он убил священников Господних. Как мог он ожидать, что Бог ответит ему, когда он уничтожил все определенные Небом средства общения? Он согрешил против Духа благодати, и мог ли Бог отвечать ему через сны и Свои откровения? Саул не возвратился к Богу в смирении и раскаянии. Он искал не прощения за грехи или примирения с Богом, а избавления от врагов. Собственным упрямством и непокорностью он отдалил себя от Бога. Только раскаявшись, мог он возвратиться к Богу, но надменный монарх, изнемогая от муки отчаяния, обратился за помощью к другому источнику. {ПП 675.3}
Саул сказал своим слугам: «Сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней, и спрошу ее». Саул прекрасно знал, что представляло собой общение с умершими. И смертный приговор ожидал всех, кто занимался этим нечестивым искусством. Когда Самуил был еще жив, Саул повелел, чтобы все, занимавшиеся волшебством и общавшиеся с духами, были преданы смерти. Но теперь в отчаянии он опрометчиво обратился к прорицателям, которых сам осудил, как мерзость. {ПП 676.1}
Саулу сказали, что в Аэндоре скрывается одна волшебница. Эта женщина вступила в завет с сатаной и всецело находилась в его власти, выполняя его замыслы; и с ее помощью князь зла открывал тайны, совершал чудеса. {ПП 676.2}
Ночью, переодевшись, Саул вместе с двумя сопровождающими отправился искать убежище волшебницы. О, какое жалкое зрелище! Царь Израиля, порабощенный сатаной, идет туда, куда тот ведет его! Каким мрачным путем следует тот, кто сам избирает для себя дорогу, сопротивляясь святому влиянию Духа Божьего! Что может быть ужасней рабства, когда человек отдается во власть одного из самых лютых тиранов - самого себя! Доверие Богу и повиновение Его воле являлись теми единственными условиями, выполняя которые Саул мог быть царем Израиля. Если бы он соблюдал эти условия, его царство находилось бы в безопасности. Бог был бы его путеводителем, Всемогущий - его щитом. Бог долго терпел Саула, и хотя непокорность и упрямство почти заглушили Божественный голос в его душе, все же он еще имел возможность раскаяться. Но когда, пребывая в опасности, он оставил Бога и обратился за советом к союзнице сатаны, то порвал последнюю нить, связывавшую его с Творцом. Он весь отдался во власть той демонической силы, которая на протяжении многих лет владела им и из-за которой он оказался теперь на краю гибели. {ПП 676.3}
Под покровом ночи Саул и его помощники пересекли долину, спокойно миновали филистимский стан, преодолели горный кряж и подошли к одинокому жилищу аэндорской колдуньи. Там скрывалась женщина, тайно занимавшаяся своим отвратительным ремеслом. Величественная фигура Саула и его царственные манеры говорили о том, что это не простой солдат, хотя он и был переодет. Она сразу заподозрила в нем Саула, а его богатые подарки лишь усилили ее подозрение. На его просьбу: «Прошу тебя, поворожи мне, и выведи мне, о ком я скажу тебе» женщина ответила: «Ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей, на погибель мне?» Тогда «поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело». И когда она спросила: «Кого же вывесть тебе?» - он ответил: «Самуила выведи мне». {ПП 679.1}
Поколдовав, она сказала: «Вижу как бы бога, выходящего из земли... выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду». Тогда узнал Саул, что это Самуил, «и пал лицем на землю и поклонился». {ПП 679.2}
Но не святой пророк Божий был вызван заклинанием колдуньи. Самуила не было в том логове злых духов. Сатанинская сила воспроизвела его облик. С той же легкостью сатана мог принять вид Самуила, как превратился в ангела света, когда искушал Христа в пустыне. {ПП 679.3}
Первые слова, которые женщина произнесла в процессе своего колдовства, были обращены к царю: «Зачем ты обманул меня? ты - Саул». Таким образом, первым делом злого духа, принявшего вид Самуила, было тайно предупредить эту нечестивую женщину об обмане. Затем мнимый пророк сказал Саулу: «Для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?» И отвечал Саул: «Тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать». {ПП 680.1}
При жизни Самуила Саул пренебрегал его советами и обижался, когда пророк обличал его. Но теперь, в момент отчаяния и бедствия, он чувствовал, что советы пророка - его единственная надежда, и чтобы спросить совета у небесного посланника, он обратился за мнимой помощью к вестнице ада! Саул целиком отдался во власть сатаны, и тот, кто находит удовольствие в страданиях и смерти, приложил все усилия, чтобы погубить несчастного царя. В ответ на отчаянную мольбу Саула он услышал страшную весть, якобы исходившую из уст Самуила: {ПП 680.2}
«Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих, и отдаст его ближнему твоему, Давиду. Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне. И предаст Господь Израиля, вместе с тобою, в руки Филистимлян». {ПП 680.3}
Сатана льстил Саулу и обманывал его на протяжении всей непокорной жизни последнего. В этом и заключается работа искусителя - сделать грех незначительным, путь беззакония удобным и привлекательным и ослепить разум, чтобы он не воспринимал предостережений и угроз Божьих. Сатана, используя свою колдовскую силу, побуждал Саула оправдывать себя перед лицом обличений и предостережений Самуила. Но теперь, когда Саул находился в бедственном положении, сатана обрушился на него, показав всю чудовищность его греха и невозможность прощения, чтобы таким образом заставить его впасть в отчаяние. Ничего лучше нельзя было и придумать, чтобы убить в нем смелость, помрачить рассудок или же повергнуть в отчаяние и довести до самоубийства. {ПП 680.4}
Ослабевший от усталости и поста, истерзанный угрызениями совести, Саул, услышав страшное предсказание, затрепетал подобно дубу перед бурей и упал на землю. {ПП 681.1}
Волшебница сильно испугалась. Царь Израиля лежал перед ней, как мертвый. Что будет с ней, если он умрет в ее доме? Она уговаривала его подняться и поесть - ведь она, рискуя жизнью, исполнила его желание, а теперь пусть он послушает ее, спасая свою жизнь. Его слуги также присоединились к ее просьбе, наконец Саул сдался, и женщина подала ему мясо откормленного теленка и наскоро приготовленные пресные лепешки. Какая картина! В дикой пещере волшебницы, где совсем недавно в присутствии вестницы сатаны прозвучало предсказание роковой участи, тот, кто был помазанником Божьим в цари Израиля, сел за трапезу, чтобы подкрепиться для завтрашней смертельной битвы. {ПП 681.2}
Перед рассветом Саул вместе со своими слугами возвратился в израильский стан, чтобы сделать последние приготовления для предстоящего сражения. Общением с духом тьмы Саул окончательно погубил себя. Охваченный страшным отчаянием, он больше уже не был в состоянии внушить своей армии чувство уверенности в победе. Отлученный от Источника силы, он не мог направлять взоры Израиля к Богу как к его Помощнику. Так осуществилось страшное предсказание. {ПП 681.3}
На Сонамской долине у Гелвуйской горы израильские и филистимские войска сошлись в смертельной схватке. Хотя ужасная сцена в аэндорской пещере и уничтожила всякую надежду в сердце Саула, но он с отчаянной решимостью сражался за свой престол и царство. Однако все было напрасно. «И побежали мужи Израильские от Филистимлян, и пали пораженные на горе Гелвуе». Три храбрых царских сына пали возле него. Стрелки осаждали Саула. Он видел, как его солдаты падали возле него, как его сыновья были сражены мечом. Раненый, он не мог ни бежать, ни драться. Спастись было невозможно, и тогда, решив не сдаваться в руки филистимлян, он повелел своему оруженосцу: «Обнажи твой меч, и заколи меня им». Когда же тот отказался поднять руку на пома занника Божьего, Саул покончил с собой, упав на меч. {ПП 681.4}
Так погиб первый царь Израиля, запятнав свою душу самоубийством. Его жизнь была погублена, и он сошел в могилу в бесславии и отчаянии, потому что воле Божьей он противопоставил свою извращенную волю. {ПП 682.1}
Известие о поражении распространилось повсюду, наводя ужас на весь Израиль. Народ бросился бежать из городов, и филистимляне входили в них без боя. Царствование Саула, который хотел быть независимым от Бога, окончилось почти полным разгромом Его народа. {ПП 682.2}
На следующий день, когда филистимляне, осматривая поле битвы, грабили убитых, они нашли тела Саула и трех его сыновей. Для полного триумфа они отрезали голову Саула, надели ее на его меч и отослали вместе с его оружием в свою землю как трофеи победы, «чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу». Оружие потом было положено в капище Астарты, а голова установлена в храме Дагона. Таким образом, одержанная ими победа приписывалась могуществу лжебогов, а имя Иеговы было обесчещено. {ПП 682.3}
Тела Саула и его сыновей перевезли в Беф-сан, город, находившийся неподалеку от Гелвуя и реки Иордан. Здесь, повешенные на цепях, они были оставлены на растерзание хищным птицам. Но храбрые жители Иависа Галаадского в благодарность за то, что в дни своего раннего счастливого царствования Саул спас их, пришли на то место, сняли тела царя и его сыновей и с почетом похоронили их. Перейдя ночью Иордан, они «взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Беф-сана, и пришли в Иавис, и сожгли их там. И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней». За благородное деяние, совершенное сорок лет назад, чуткие и сострадательные руки приготовили место погребения для Саула и его сыновей в этот мрачный час поражения и бесславия. {ПП 682.4}