Аудиозаписи на портале разделены по категориям. Выберите интересующую вас категорию аудио в списке ниже.

 

 

Патриархи и пророки. Глава 52. Ежегодные праздники

Оглавление   Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73

Эта глава основана на книге Левит 23

Три раза в год весь Израиль собирался на поклонение Богу в святилище (см. Исход 23:14-16). Некоторое время эти собрания происходили в Силоме, но впоследствии центром национального служения стал Иерусалим, и сюда в дни торжественных праздников стекались все колена народа израильского. {ПП 537.1}
Народ окружали дикие воинственные племена, которые только и ждали, чтобы захватить израильские земли, однако три раза в год все способные к войне мужчины и кто только мог путешествовать, покидали свои дома и отправлялись на место поклонения в центральную часть страны. Что могло помешать их врагам напасть на оставшиеся без защиты дома и предать их огню и мечу? Что могло защитить Израиля от вторжения захватчиков, которые превратили бы их в пленников? Бог обещал быть защитой Своего народа. «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псалтирь 33:8). В то время как Израиль отправлялся на богослужение, Божественная сила укрощала его врагов. Божье обетование гласило: «Ибо Я прогоню народы от лица твоего, и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году» (Исход 34:24). {ПП 537.2}
Первым из этих празднеств была Пасха, праздник опресноков, выпадающий на авив, первый месяц иудейского года, соответствующий концу марта и началу апреля. К этому времени зимние холода проходили, поздние дожди оканчивались, и природа радовалась свежести и прелести весны. Холмы и долины покрывались зеленой травой, а на полях повсюду пестрели полевые цветы. Луна, достигавшая в эти дни полноты, делала вечера особенно прелестными. Это было то время года, которое так прекрасно описал святой певец: {ПП 537.3}
«Вот, зима уже прошла;
дождь миновал, перестал;
цветы показались на земле;
время пения настало,
и голос горлицы слышен в стране нашей;
смоковницы распустили свои почки,
и виноградные лозы, расцветая,
издают благовоние». {ПП 538.1}
(Песнь Песней 2:11-13)
Со всех сторон держали свой путь к Иерусалиму путешественники. Пастухи, покинувшие свои стада, чабаны с горных пастбищ, рыбаки с берегов Галилейского моря, земледельцы с полей, сыны пророков из священных школ - все направлялись к тому месту, где обитала слава Божья. Они делали небольшие переходы, ибо многие шли пешком. На протяжении всего пути к путешествующим присоединялись новые группы, и по мере приближения к святому городу их становилось все больше и больше. {ПП 538.2}
Красота окружающей природы пробуждала в сердцах израильтян радость и признательность к Подателю всех благ. Идя по дороге, люди напевали древние еврейские гимны, превознося славу и величие Иеговы. Под звуки сигнальной трубы, в сопровождении кимвалов сотни голосов прославляли Бога: {ПП 538.3}
«Возрадовался я, когда сказали мне:
„пойдем в дом Господень".
Вот, стоят ноги наши
во вратах твоих, Иерусалим...
Куда восходят колена, колена Господни...
славить имя Господне...
Просите мира Иерусалиму:
да благоденствуют любящие тебя!» {ПП 538.4}
(Псалтирь 121:1-6)
Видя вокруг себя холмы, где некогда язычники разводили огонь на своих жертвенниках, израильтяне пели: {ПП 538.5}
«Возвожу очи мои к горам,
откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа,
сотворившего небо и землю». {ПП 538.6}
(Псалтирь 120:1, 2)
«Надеющийся на Господа,
как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек.
Горы окрест Иерусалима,
а Господь окрест народа Своего
отныне и вовек». {ПП 538.7}
(Псалтирь 124:1, 2)
Переходя горы, возвышавшиеся перед святым градом, они с благоговейным трепетом смотрели на толпы поклонников, направлявшихся к храму. Они видели поднимавшийся дым благовонного курения и, услышав трубные звуки левитов, извещавших о наступлении святого служения, пели, охваченные вдохновением: {ПП 539.1}
«Велик Господь и всехвален
во граде Бога нашего, на святой горе Его.
Прекрасная возвышенность,
радость всей земли гора Сион;
на северной стороне ее город великого Царя». {ПП 539.2}
(Псалтирь 47:2, 3)
«Да будет мир в стенах твоих,
благоденствие в чертогах твоих!»
«Отворите мне врата правды;
войду в них, прославлю Господа».
«Обеты мои воздам Господу
пред всем народом Его,
во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим!
Аллилуия». {ПП 539.3}
(Псалтирь 121:7; 117:19; 115:9, 10)
Все дома в Иерусалиме открывались для путников, и комнаты приготовлялись для бесплатного ночлега, но этого оказывалось недостаточным для такого множества народа, поэтому на всех свободных местах по всему городу и на окружавших его холмах разбивались палатки. {ПП 539.4}
В четырнадцатый день месяца, вечером, праздновалась Пасха, торжественные впечатляющие церемонии которой служили напоминанием об освобождении народа из египетского рабства и указывали на будущую жертву, которая должна освободить людей от рабства греха. Когда Спаситель отдал жизнь на Голгофе, Пасха утратила свое значение, но была учреждена Вечеря Господня как память о том же событии, прообразом которого являлась Пасха. {ПП 539.5}
После Пасхи следовал праздник опресноков, длившийся семь дней. Первый и седьмой день были днями священных собраний, когда запрещался любой рабский труд. Во второй день праздника пред лицо Божье приносились первые плоды нового урожая. В Палестине среди хлебных злаков самым первым до начала праздника созревал ячмень. Перед алтарем Божьим священник потрясал снопом ячменя, как бы свидетельствуя о том, что все принадлежит Богу. Только после совершения этой церемонии можно было приступать к сбору урожая. {ПП 539.6}
Спустя пятьдесят дней после приношения первых плодов наступала Пятидесятница, называвшаяся также праздником жатвы и праздником седьмиц. В знак благодарности за хлеб пред лицо Божье приносились два хлеба из кислого теста. Праздник Пятидесятницы длился только один день, который посвящался религиозному служению. {ПП 540.1}
В седьмой месяц наступал праздник кущей, или собирания, являвшийся символом признания Божьей щедрости, благодаря которой плодоносили сады, оливковые рощи и виноградники. Это был завершающий праздник в честь собранного урожая. Земля отдала свои обильные плоды, урожай собран в житницы, фрукты, масло и вино уложены на хранение. Первые плоды уже были принесены, а теперь народ шел с благодарственными дарами, чтобы поклониться Богу, Который так щедро благословил их. {ПП 540.2}
Этот праздник должен был быть особенно радостным. Он наступал сразу после великого Дня очищения, когда народ получал заверение того, что его беззакония больше не будут вспоминаемы. Примиренные с Богом, люди являлись пред лицо Господа, чтобы признать Его благость и прославить Его милосердие. Полевые работы окончились, а новые еще не начались, и свободный от забот народ мог спокойно посвятить свое время святым, радостным часам. Хотя только отцам и сыновьям было велено посещать такие праздники, но люди, насколько это было возможно, приходили целыми семьями и приглашали в свои гостеприимные палатки левитов, странников, рабов и бедных. {ПП 540.3}
Подобно Пасхе, праздник кущей посвящен памятному событию. В память о скитальческой жизни в пустыне народ теперь должен был оставлять свои дома и жить в палатках или шалашах, сделанных из зеленых ветвей «красивых дерев, ветвей пальмовых и ветвей дерев широколиственных и верб речных» (см. Левит 23:40, 42, 43). {ПП 540.4}
В первый день происходило священное собрание, и к семи дням праздника прибавлялся еще восьмой день, который праздновался таким же образом. {ПП 540.5}
Эти ежегодные собрания воодушевляли сердца молодых и старых на служение Богу, а общение людей из разных концов страны способствовало укреплению их любви к Богу и к ближнему. Было бы хорошо, чтобы народ Божий и сейчас отмечал этот праздник - радостное воспоминание о благословениях Божьих, дарованных ему. Подобно тому как израильский народ праздновал освобождение, совершенное Богом для их отцов, и Его чудесную защиту во время странствования из Египта, так и мы должны с благодарностью вспоминать различные пути, какими Он направлял нас, чтобы вывести из мира, из мрака греха в Свой чудный свет истины и милосердия. {ПП 540.6}
Тем, кто жил далеко от святилища, приходилось больше месяца тратить на посещение ежегодных праздников. Этот пример посвященности Богу подчеркивает важность религиозного поклонения и необходимость подчинения наших эгоистичных земных интересов всему духовному и вечному. Мы многое теряем, когда пренебрегаем возможностью собраться вместе, чтобы укрепить и ободрить друг друга в служении Богу. В этом случае истины Его Слова теряют для нас свою ясность и значение. Святое влияние Духа Божьего не освещает наши сердца, и мы начинаем ослабевать духом. В своем христианском общении мы многое теряем из-за отсутствия сочувствия друг к другу. Кто замыкается в самом себе, не исполнит того, что Бог намеревается сделать с его помощью. Мы дети одного Отца, и наше счастье зависит друг от друга. На нас возложены обязанности по отношению к Богу и к человечеству. Правильное развитие свойственных природе человека потребностей жить в обществе рождает сочувствие к нашим братьям и делает нас счастливыми, когда мы стараемся осчастливить других. {ПП 541.1}
Праздник кущей имел не только памятное, но и прообразное значение. Он указывал и на прошлые скитания в пустыне и как праздник жатвы, празднуемый в честь собирания всех плодов земли, на тот великий день последнего сбора, когда Господин жатвы вышлет Своих жнецов, чтобы связать плевелы в связки для огня, а пшеницу положить в житницу. В тот час все нечестивые будут истреблены. Окажется, что «как бы их не было» (Авдия 16). И вся Вселенная объединится в радостном прославлении Бога. Иоанн говорит: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откровение 5:13). {ПП 541.2}
Израильтяне прославляли Бога во время праздника кущей, когда они вспоминали Его милость, явленную им в освобождении из египетского рабства, и Его нежную заботу о них во время скитальческой жизни в пустыне. Они радовались при мысли о том, что получили прощение и приняты Богом благодаря служению в великий День примирения и очищения, который предшествовал этому празднику. Но когда искупленные Господом, навсегда освобожденные от рабства проклятия, под которым «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римлянам 8:22), будут собраны в небесном Ханаане, тогда они будут радоваться радостью неизреченной и преславной. Великая работа примирения, совершаемая Христом для людей, окончится, и их грехи изгладятся навсегда. {ПП 542.1}
«Возвеселится пустыня и сухая земля,
и возрадуется страна необитаемая,
и расцветет как нарцисс.
Великолепно будет цвести и радоваться,
будет торжествовать и ликовать;
слава Ливана дастся ей,
великолепие Кармила и Сарона;
они увидят славу Господа, величие Бога нашего».
«Тогда откроются глаза слепых,
и уши глухих отверзутся.
Тогда хромой вскочит, как олень,
и язык немого будет петь;
ибо пробьются воды в пустыне
и в степи потоки.
И превратится призрак вод в озеро,
и жаждущая земля - в источники вод...
И будет там большая дорога,
и путь по ней назовется путем святым;
нечистый не будет ходить по нему;
но он будет для них одних;
идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.
Льва не будет там,
и хищный зверь не взойдет на него;
его не найдется там,
а будут ходить искупленные.
И возвратятся избавленные Господом,
придут на Сион с радостным восклицанием;
и радость вечная будет над головою их;
они найдут радость и веселие,
а печаль и воздыхание удалятся». {ПП 542.2}
(Исаии 35:1, 2, 5-10)