Аудиозаписи на портале разделены по категориям. Выберите интересующую вас категорию аудио в списке ниже.

 

 

Пророки и цари. Глава 8. Отступничество народа

Оглавление  Виноградник Божий Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

Со времени смерти Иеровоама до появления перед Ахавом Илии израильский народ находился в состоянии глубокого духовного упадка. Управляемые царями, которые не боялись Иеговы и насаждали чуждые формы богопоклонения, многие израильтяне вскоре забыли о долге служения живому Богу и переняли языческие обычаи. {ПЦ 109.1}Нават, сын Иеровоама, царствовал всего несколько месяцев. Против него составил заговор Ваас, один из полководцев, который и положил конец его нечестивому правлению. Вместе с Наватом были убиты и все его родственники по линии Иеровоама, по «слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего, Ахию Силомлянина, — за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввел в грех Израиля» (3 Царств 15:29, 30). {ПЦ 109.2}Так погиб весь дом Иеровоама. Установленное им идолопоклонство навлекло на виновных отступников справедливые кары неба, и все же последующие за ним цари — Вааса, Ила, Замврий и Амврий — на протяжении сорока лет продолжали творить то же роковое беззаконие. {ПЦ 109.3}Большую часть времени отступничества Израиля иудейским царством управлял Аса. На протяжении многих лет «делал Аса доброе и угодное в очах Господа, Бога своего. И отверг он жертвенники богов чужих и высоты, и разбил статуи, и вырубил посвященные дерева; и повелел Иудеям взыскать Господа, Бога отцов своих, и исполнять закон Его и заповеди. И отменил он во всех городах Иудиных высоты и статуи солнца. И спокойно было при нем царство» (2 Паралипоменон 14:2—5). {ПЦ 110.1}Вера Асы была подвергнута суровому испытанию, когда «вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц» (2 Паралипоменон 14:9). В это критическое время Аса не надеялся на «укрепленные города в Иудее», построенные им, с их «стенами с башнями, с воротами и запорами», и также на «людей храбрых» своей тщательно обученной армии (2 Паралипоменон 14:6—8). Царь доверился Господу воинств, во имя Которого в древности совершилось чудесное избавление Израиля. Выстроив своих людей в боевом порядке, он обратился к Богу за помощью. {ПЦ 110.2}Противоборствующие армии вплотную подошли друг к другу. Это было суровое испытание для тех, кто служил Господу. Предводители народа с тревогой думали: исповедан ли каждый грех? Достаточно ли иудейские мужи верят в могущество Бога, чтобы спастись? С человеческой точки зрения, перед египетскими полчищами ничто не могло устоять; они сметали все на своем пути. Но в мирное время Аса проводил дни не в удовольствиях и развлечениях, а в подготовке к разным непредвиденным случаям. Он располагал боеспособной армией; он делал все, чтобы примирить народ с Богом, и теперь, хотя они были так малочисленны перед врагом, его вера в Того, на Кого он уповал, не поколебалась. {ПЦ 110.3}Полагаясь на Бога в дни благополучия, царь и теперь мог положиться на Него. Его молитва свидетельствует о том, что ему была знакома чудесная сила Божья. «Не в Твоей ли силе помочь, — умолял он, — сильному или бессильному? помоги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек» (2 Паралипоменон 14:11). {ПЦ 111.1}Каждый христианин может молиться подобно Асе. Мы сражаемся «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефесянам 6:12). В жизни нам приходится сражаться с силами тьмы, которые действуют против истины. Мы должны надеяться не на человека, но на живого Бога. Мы уверенно можем ожидать, что Он соединит Свое всемогущество с усилиями человека во славу Своего имени. Защищенные броней Его праведности, мы сумеем одержать победу над любым врагом. {ПЦ 111.2}Вера царя Асы была достойно вознаграждена. «И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы и пред лицем Иуды; и побежали Ефиопляне. И преследовал их Аса и народ, бывший с ним, до Герара, и пали Ефиопляне, так что у них никого не осталось в живых; потому что они поражены были пред Господом и пред воинством Его» (2 Паралипоменон 14:12, 13). {ПЦ 111.3}Когда победоносные войска Иуды и Вениамина возвратились в Иерусалим, «тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий. И вышел он навстречу Асе, и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас». «Но вы укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши; потому что есть возмездие за дела ваши» (2 Паралипоменон 15:1, 2, 7). {ПЦ 112.1}Сильно ободренный этими словами, Аса вскоре продолжил преобразования в Иудее. Он «изверг мерзости языческие из всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень, который пред притвором Господним. {ПЦ 112.2}И собрал всего Иуду и Вениамина и живущих с ними переселенцев от Ефрема и Манассии и Симеона; ибо многие от Израиля перешли к нему, когда увидели, что Господь, Бог его, с ним. И собрались в Иерусалим в третий месяц, в пятнадцатый год царствования Асы; и принесли в день тот жертву Господу из добычи, которую привели, из крупного скота семьсот и из мелкого семь тысяч. И вступили в завет, чтобы взыскать Господа, Бога отцов своих, от всего сердца своего и от всей души своей». «И Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон» (2 Паралипоменон 15:8—12, 15). {ПЦ 112.3}Жизнь Асы, свидетельствующая о верном служении Богу, оказалась запятнана некоторыми ошибками, которые он допустил, когда не уповал на Господа полностью. Однажды израильский царь вторгся в Иудею и захватил Раму, укрепленный город, находящийся всего в восьми километрах от Иерусалима. Аса, ища защиты, заключил союз с Венададом, сирийским царем. Пророк Ананий сурово обличал Асу за то, что в тяжелое для себя время он не обратился к Богу за помощью. Он сказал ему: «Так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа, Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою. Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьесердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. Зато отныне будут у тебя войны» (2 Паралипоменон 16:7—9). {ПЦ 112.4}Вместо того чтобы смириться перед Богом и осознать свою вину, «разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время» (2 Паралипоменон 16:10). {ПЦ 113.1}«И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Паралипоменон 16:12). Аса умер на сорок первом году своего царствования, и после него стал царем его сын Иосафат. {ПЦ 113.2}За два года до смерти Асы израильским царем стал Ахав. С самого начала его царствование было отмечено ужасным отступничеством. Его отец Амврий, основатель Самарии, «делал... неугодное пред очами Господа, и поступал хуже всех, бывших пред ним» (3 Царств 16:25), но преступления Ахава были еще тяжелее. «Более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа, Бога Израилева». «Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова» (3 Царств 16:33, 31). Не довольствуясь богослужениями, проводившимися в Вефиле и Дане, он беззастенчиво увлек народ в самые низкие формы язычества, замещая служение Иегове поклонением Ваалу. {ПЦ 114.1}Женившись на Иезавели, дочери «Ефваала, царя Сидонского» и первосвященника Ваала, Ахав «стал служить Ваалу и поклоняться ему». «И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии» (3 Царств 16:31, 32). {ПЦ 114.2}Ахав не только ввел служение Ваалу в столице своего царства, но, по наущению Иезавели, воздвиг языческие алтари на многих «высотах», откуда распространялось пагубное влияние священников и других служителей, принимавших участие в заманчивых языческих обрядах, пока наконец весь Израиль не последовал за Ваалом. «Не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель. Он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых» (3 Царств 21:25, 26). {ПЦ 115.1}Ахав был слабовольным человеком. Его женитьба на решительной и самонадеянной женщине-язычнице оказалась гибельной как для него, так и для народа. Беспринципный, испорченный, Ахав во всем легко следовал своей жене Иезавели. Его себялюбивая натура не способна была оценить все милости, оказанные Богом Израилю, к тому же он не понимал своих обязанностей главы и покровителя избранного народа. {ПЦ 115.2}Поддавшись пагубному влиянию Ахава, Израиль далеко отступил от живого Бога и извратил свой путь. В течение долгих лет они жили в пороке и грехе, и казалось, что среди них уже нет ни одного человека, который бы мог открыто выступить и обличить богохульство. Страшный мрак отступничества покрыл всю землю. Повсюду можно было встретить изображения Ваала и Астарты. Увеличивалось количество языческих храмов и дубрав, где люди поклонялись творениям рук человеческих. В воздухе чувствовался чадный дым жертв, приносимых идолам. По холмам и долинам разносились пьяные крики языческих жрецов, которые совершали жертвоприношения в честь солнца, луны и звезд. {ПЦ 115.3}Наученный Иезавелью и ее нечестивыми священниками, народ считал, что идолы являются божествами, которые благодаря своей таинственной силе управляют стихиями земли, огнем и водой. Все щедроты, посылаемые небом, — журчащие ручьи, потоки вод, нежная роса, дождь, освежающий землю и орошающий поля, чтобы они принесли обильный урожай, — все это было приписано милости Ваала и Астарты, а не Подателю всех благ и совершенных даров. Народ забыл, что в руке живого Бога содержатся холмы и долины, потоки и ручьи, что Он управляет солнцем, облаками и всеми силами природы. {ПЦ 115.4}Напрасно через Своих верных вестников Господь неоднократно предостерегал нечестивого царя и народ. Напрасно боговдохновенные посланцы отстаивали право Иеговы быть Единственным Богом в Израиле; напрасно они пытались возвеличить законы, которые Он дал им. Плененные пышностью и привлекательностью языческих обрядов, люди, подражая царю и его двору, отдались во власть возбуждающих, безнравственных удовольствий чувственного служения. В своем слепом безумии они отвергли Бога и служение Ему. Лучи света, так щедро озарившие их, превратились в тьму. Прекрасное золото потускнело. {ПЦ 116.1}Увы! Слава Израиля исчезла! Никогда еще раньше избранный Богом народ не падал так низко в своем отступничестве. У них было «четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных» (3 Царств 18:19). Только чудесная сила Божья могла спасти их от полной гибели. Израиль добровольно оставил Бога, однако в Своем милосердии Он все же еще любил тех, кого вовлекли в грех, и был готов послать к ним одного из самых могущественных пророков, через которого многие должны были обратиться к Богу их отцов. {ПЦ 116.2}